Химерийская сивилла
 

30 ноября 1686 года армянин из Персии Богдан Салтанов был назначен главным мастером Оружейной палаты Москвы. Это стало поворотным событием в развитии иконописи для русской культуры.

Долгое время искусство практически не существовало отдельно от религии. С принятием православия главным направлением живописи на Руси была иконопись, достигшая наивысшего расцвета в XIV-XV веках. Параллельно с классической русской школой и такими известными авторами как Андрей Рублев или Феофан Грек, развивалась и самобытная школа иконописи в южнославянских странах, Грузии и Армении. 

Местом пересечения этих двух направлений стало творчество Богдана Салтанова, приехавшего в Москву в 1686 году по просьбе царя Алексея Михайловича. Русский Государь был восхищен работами армянина, полученными в подарок от персидского шаха. Особенного его удивило медное блюдо с выгравированной сценой Тайной вечери. Увидев за тонкой кропотливой работой руку талантливого мастера, Алексей Михайлович принял решение пригласить художника в Россию. Спустя 6 лет после приглашения Богдан Салтанов прибывает в Москву и становится сначала мастером Оружейной палаты, а уже через несколько лет получает должность ее главы. 

Парсуна «Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного»
 

Биография талантливого художника-иноземца до сих пор до конца не изучена. Не сохранилось большей части достоверных сведений как о жизни мастера на Родине, так и о его работах в Оружейной палате. Сейчас, за многочисленными спорами историков о подлинности той или иной иконы, начинает теряться тот вклад, который привнес Богдан Салтанов в развитие русской иконописи. 

Мастер был одним из первых, кто стал соединять традиционную темперную технику и стиль классической живописи. Картины, написанные иконописцами, считались сакральными, а живописцами – предназначенными для использования в быту, независимо от сюжета картины. Но Богдан Салтанов выходит за эти рамки. Как придворный художник, он пишет преимущественно по заказу царя, а не церкви, что  постепенно приводит к созданию икон, написанных в живописном стиле. С этого момента возможности художников-живописцев начинаю значительно расширяться, а Богдан Салтанов продолжат экспериментировать. 

Помимо иконописных работ и работ в живописном стиле мастер пишет классические библейские сюжеты на железе, стекле, дереве. К числу его творений также принадлежат и картины-иконы с применением разноцветных шелков, то есть живопись «по тафтам». До Салтанова о такой технике в России никто не знал, о чем свидетельствуют многие исторические документы. Художник был первым, кто привез ее из Персии и усовершенствовал, давая возможность русской живописи открывать новые пути развития.

Икона «Кийский крест с предстоящими»
 

Это многообразие стилей, в котором позволял себе работать художник, вдохновляло его учеников и товарищей. Многие из их, мастера Оружейной палаты, стали перенимать его технику. И живописцы, и иконописцы постепенно стали отходить от существующих канонов и перестали бояться экспериментировать со своими работами. Их затейливые узоры, яркие и необычные, и сегодня можно увидеть в картинной мастерской на Красной Площади.

Богдан Салтанов – художник, биография и творчество которого до сих пор окутаны тайной. Споры об авторстве икон, картин, росписей до сих пор идут среди искусствоведов. Единственное в чем сходятся их мнения – это тот неоспоримый вклад, который художник внес в развитие русской иконописи.

 Анастасия ВОЛОСНОВА, специально для Объединения армян России