Историк Эрол Аматуни всю сознательную жизнь считал себя турком и не имел проблем с национальной идентификацией. Переворот произошёл, когда он устроился на работу в стамбульский архив, где и решил изучить собственное генеалогическое древо. Результаты исследования потрясли Аматуни.

Оказалось, что его предками были армяне, которые в тяжелых и кровавых исторических условиях Османской империи были вынуждены принять ислам, а, спустя некоторое время, и вовсе стать турками. Эти сведения кардинально изменили жизнь нашего героя — он начал изучать историю армянского народа, армянский язык. Чуть позже создал общественную организацию, которая занимается популяризацией армянской культуры — культуры, которую Эрол однозначно считает своей. При этом он не отвергает свою мусульманскую религию, утверждая, что армянин вполне может быть мусульманином.

Он считает, что нация, культура и религия — понятия разные и не всегда сочетающиеся. Этому посвящен и видеоблог Эрола Аматуни в «MusulmanErmeniler» в Youtube, а также одноимённые проекты в других социальных сетях. Эрол регулярно бывает в Армении, где продолжает исторические исследования, общается с местными учёными, общественными деятелями и политиками. Привозит на родину предков Аматуни и своих детей.

В один из таких визитов Эрол Аматуни согласился ответить на несколько вопросов корреспондента Армянского музея Москвы Антона Евстратова, с которым его связывают давние приятельские отношения.  

Антон Евстратов: Эрол, ты не в первый раз в Армении. Но что привело тебя сюда изначально и что заставляет приезжать снова и снова?

Э.А.: Как только я узнал свои корни. Узнал, что я — армянин, то начал думать о культуре моего народа и о том, чтобы увидеть армян — их образ жизни, изучить их быт… И я чувствую себя всё более и более комфортно, когда приезжаю сюда. Именно поэтому я также каждый год беру в эти поездки моих детей — хочу, чтобы они почувствовали себя родными здесь, среди армян и армянского народа. Вместо путешествий по Европе мы выбираем Армению, ведь мы с ней связаны. 

А.Е.: Что ты можешь сказать о здешних людях? Как они воспринимают вас? Ведь ты знаешь, что многие армяне считают, что армянин должен быть христианином.  Однако ты — нет… 

Э.А.: Да, потому, что мы амшенские армяне и почти триста лет назад наши предки стали мусульманами. Но до сих пор наши соотечественники, амшенцы, сохранили аутентичный язык — они всё ещё говорят на амшенском диалекте армянского. Некоторые из них до сих пор чувствуют себя армянами — как я. Соответственно, религия и происхождение — разные темы. 1700 лет назад армяне не были христианами, они были язычниками. Тигран великий не был христианином, но он — герой армянской истории. Поэтому я не думаю, что абсолютно все армяне должны быть христианами. Я знаю многих армян-атеистов, армян-евангелистов, и армян-католиков, не подчиняющихся Эчмиадзинскому католикосату. А мы — армяне-мусульмане. И мы, кстати, тоже верим в Иисуса. Я не придаю религии такое уж большое значение, я, скорее, глубже хочу знать людей моей нации. 

А.Е.: При этом ты полностью идентифицируешь себя как армянин?

Э.А.: Да.

Фото © Эрол Аматуни

А.Е.: А можешь ли ты назвать себя по-настоящему религиозным человеком, правоверным мусульманином? 

Э.А.: Я был более религиозным ранее… Сейчас, в свои 43 — уже не настолько. Я, наверное, более либерален. И, встречаясь с разными культурами и религиями и адептами этих формаций, я понял, что в мире существует только два типа людей — плохие и хорошие. Только и всего. Таково моё мнение. Есть множество примеров плохих христиан в мире, равно как и множество примеров плохих мусульман. 

А.Е: Есть ли у тебя какие-то планы, касающиеся твоей общественной деятельности?

Э.А.: Сейчас я аспирант Стамбульского университета и планирую в следующем году написать диссертацию, посвящённую теме описания Турции, Анатолии и Стамбула в армянской литературе — эти книги есть в армянских библиотеках. Я собираюсь поработать на этом научном поле и планирую это исследование сейчас в Армении. 

А.Е.: А твои дети? Они чувствуют себя армянами или турками? 

Э.А.: Что касается моих детей, то для них этот вопрос ещё не очень актуален. Двое из них ещё ходят в школу, и вопросы идентификации для них несвоевременны. Это что-то новое для них. Я сказал им об армянском происхождении лишь пару лет назад. Поэтому я беру их с собой в Армению каждый раз, стараюсь сделать их ближе к жителям Армении. Что же касается моего старшего сына, то он уже студент в одном из канадских университетов и идентифицирует себя как человека с армянскими корнями, выросшего в Канаде и бывающего в Стамбуле лишь по праздникам. 

Фото обложки: © Эрол Аматуни

Антон Евстратов, кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews.

Специально для Армянского музея Москвы