На прошлой неделе в Санкт-Петербурге закончился очередной форум «Диалог культур». Сотни участников из 38 стран обсудили тенденции современной журналистики и представили собственные работы. Организатор форума – Джазоян Ашот, председатель совета медиаконгресса «Содружество журналистов», секретарь Союза журналистов России.

Что мы знаем о Джазояне? Рассказываем в сегодняшней статье. 

По образованию, которое Джазоян получил в Ереванском государственном университете, он экономист. Свою преобразовательскую деятельность Ашот Егишеевич начал в Ереване с должности заведующего сектором искусств отдела культуры ЦК КП Армении. В то же время он начал журналистскую деятельность. С 1991 года Ашот Джазоян перебрался в Россию: постепенно он стал достигать определённых высот в карьере журналиста. Сначала собственный корреспондент «АрменПресс», также заведующий московским корпунктом телевидения Армении. Далее по нарастающей: секретарь, а позже генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов, руководитель международного курса на факультете журналистики, генеральный директор созданного по его инициативе экспертно-аналитического центра исследований СМИ «Евразия-Медиа», соучредитель и сопредседатель правления Международной академии телевидения и радио, секретарь Союза журналистов России, одновременно заместитель декана факультета Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Медиаконгресса журналистов Европы и Азии.

О званиях и местах работы Ашота Егишеевича можно говорить долго, но давайте посмотрим на некоторые из них: 

  1. «36 воинов» - 2006 г., сценарист; 

  2. «Код Орбели» - 2012 г., сценарист, режиссер.

  3. «Армянские эскизы» - 2016 г., сценарист, режиссер;

  4. «Я – Айвазовский, родом из Крыма» - 2017 г., сценарист, режиссер.

Работы Ашота Егишеевича не только интересны, но и познавательны. После просмотра зритель узнаёт много новых, прежде неизвестных или малоизвестных, исторических фактов. Появляется пища для ума, а этим «осадком» может похвастаться не каждый современный российский фильм, даже документальный. 

Кинокартина «36 воинов».

Чтобы открыть занавес тайн над армянским алфавитом пришлось вспомнить забытые и даже неизвестные факты армянской истории. Название картины было выбрано неслучайно – издавна армянский алфавит называли метафорически тридцатью шестью воинами. Данная кинокартина была снята для показа древнейшей истории армянского народа, силы характера представителей нации и просто для общего развития каждого уважающего себя человека. Для Москвы данная лента играет определённую роль: москвичи смогли познакомиться с культурой языка, который лёг в основу последующих языков, узнать чуть больше, чем знали до этого о своих ближайших соседях.

Документальный фильм «Код Орбели».

Фильм «Код Орбели» – это невероятная история становления личностей, история трёх братьев: Иосифа, Левона и Рубена, представителей древнейшего рода грузинских армян. Повествование о братьях Орбели, каждый из которых выбрал в науке своё направление и отточил его до совершенства, вёл народный артист СССР Армен Джигарханян. Для московского общества самым значительным в создании ленты является «возможность осуществить кинематографическую археологию – разыскать архивные малоизученные документы о жизни и деятельности братьев в Тбилиси, Цахкадзоре, Санкт-Петербурге, напомнить не только научному сообществу, но и простым зрителям об этих одарённых людях».

Серия коротких, но информативно наполненных видеороликов «Армянские эскизы».

Данная серия коротких (длина практически всех киноэтюдов – одна минута) видеороликов, имею право признать, полностью отражает некоторые аспекты жизни и истории Армении. «Армянские эскизы» – это простые истории счастливых армян, живущих в городах или деревнях и занимающихся своими любимыми делами. Каждая серия является самостоятельным произведением. Сам Ашот Джазоян отмечает: «Мы выбрали модель раскрытия темы, где каждая минута общего сюжета представляет матрицу, которая может быть самостоятельно использована в Интернете, на телевидении, в кино и мобильном приложении». Примечательно то, что данную подборку может посмотреть каждый человек без знания какого-либо языка… осознание тут идет далеко в душе, а не в понимании в рамках одного языка.

Работа «Я – Айвазовский, родом из Крыма».

«Он великий русский художник, но и великий сын армянского народа» – так отзывается об Иване Айвазовском Ашот Джазоян. Эта кинокартина входит в цикл работ о людях, которые сыграли большую в истории Российской Империи, СССР и современной России. Жизнь Айвазовского отражает многие другие: уникальность проекта состоит в том, что каждый этап жизни художника представляет собой отдельную законченную историю. То есть, по словам соотечественников Айвазовского, он прожил несколько жизней, в каждой из которых был не только великих художником-творцом, маринистом, но и просто хорошим человеком. Джазоян говорил: «Главной целью было показать, как мальчик, родившийся как Ованес Айвазян, стал Иваном Константиновичем Айвазовским – художником и благотворителем. Ведь до сих пор в Феодосии говорят, что у них две достопримечательности – море и Айвазовский». 

Ашот Егишеевич также написал книгу «В Москву из Москвы», где рассказывается о «немосквичах», мигрантах. Тут произведении автор признается в своей бессознательной любви с первого взгляда: «С тех пор самое сильное ощущение счастья неизменно ассоциируется с одной и той же картиной: май… шесть утра… Бульварное кольцо… аромат сирени, пение птиц и первый троллейбус, проносящийся мимо». Джазоян подмечает, что «немосквич» хватается за любую работу, поэтому большая часть приезжих достигает определенного успеха в жестоком городе Москва – «Слабаку здесь не место: упадешь – не встанешь». Герой моего повествования считает Москву «самым ярким, самым прекрасным, что только можно себе представить». «Она – для всех нас самый родной и главный город, который никогда нас не оставит, что бы не случилось» – при всём этом Джазоян высказал интереснейшую мысль: все прабабушки москвичей несколько веков назад тоже «понаехали». 

Леонна МАЛХАСЯН